Finlanding – программа для бизнеса с глобальными амбициями

Финляндия открыта для иностранных инноваций. Хельсинки – один из крупнейших стартап-хабов в Европе. Согласно стратегии развития город заинтересован в привлечении квалифицированных иностранных специалистов и высокотехнологичных зарубежных стартапов. Правительство столичного региона стремится облегчить первые шаги на новом рынке и предлагает тепличные условия для роста бизнеса. Каждый год в регионе появляются новые институты развития молодых компаний, открываются новые площадки для тестирования технологических решений от стартапов.

Хельсинки-центр помогает российским компаниям открыть для себя преимущества финского рынка и экосистемы поддержки стартапов для международного развития и масштабирования бизнеса, поэтому ежегодно организует программу для комфортной бизнес-иммиграции в Финляндию Finlanding, в которой могут принять участие нацеленные на глобальный рост инновационные стартапы.

Партнерами программы Finlanding выступают ключевые государственные институты поддержки стартапов в Финляндии: Агентство экономического развития столичного региона Helsinki Business Hub, Городской цент развития предпринимательства NewCo Helsinki и Государственная организация инновационного финансирования Business Finland. Оператором программы является компания GoTech Innovation.

В программе Finlanding могут участвовать российские компании с продажами своего продукта/сервиса, сильной командой с компетенциями в маркетинге и глубоким пониманием технологии, готовые к международной экспансии. Предпочтение отдается компаниям с инновационными решениями в области IoT, Smart City, MedTech, Mobile apps, VR&AR, Clean, Robotics, Green Tech, Gaming, EdTech, Life Science Tech, AI.

***

О помощи российским стартапам в развитии бизнеса в Финляндии в условиях пандемии и требованиях, необходимых для прохождения отбора в программу, в интервью для  GoTech Innovation рассказали директор по инвестициям Хельсинки-центра Владимир Чепурной и старший бизнес-советник Helsinki Business Hub Мария Мельникова.

Чем вам запомнился прошлый Finlanding, который, по понятным причинам, связанным с пандемией, отличался от предыдущих?

Владимир Чепурной, директор Invest-in, Хельсинки-центр в Санкт-Петербурге. В прошлом году в поиске стартапов мы сфокусировались больше на качестве, а не на количестве. В результате по сравнению с предыдущими программами выросло число зрелых компаний с более высокими оборотами. При этом стартапы ранних стадий развития нам тоже интересны, и их качество растет.

Практически не осталось стартапов, которые хотят просто попробовать выйти в новую страну, не очень понимая для чего им это нужно. Как раз стало больше компаний, кто уже точно для себя определил следующим шагом развитие на международных рынках. Плюс ограничения, вызванные пандемией, подтолкнули российских предпринимателей формировать четкую стратегию для выхода в другие страны. И Finlanding является для них важным шагом в реализации своих планов.

Мария Мельникова, старший бизнес-советник, Helsinki Business Hub. В прошлом отборе мы увидели больше проектов, у которых уже есть крупные зарубежные клиенты. Такие компании четко понимают, зачем им необходимо выходить на глобальные рынки, они знают про все сопутствующие риски и готовы к ним.

Конечно, тренды, сформированные пандемий, отразились и на деятельности стартапов. Например, выросло число кейсов с онлайн-решениями для дистанционной работы на таких платформах как Zoom или Microsoft Teams, которые облегчают коммуникацию. Могу отметить проект VERSPEAK – сервис для синхронных онлайн-переводов из любой точки мира. Удачное решение в нужное время, получившее быстрое развитие. В июле они окончательно завершили релокацию в Хельсинки, и мы продолжаем внедрять их в экосистему региона – знакомим с потенциальными партнерами и помогаем найти первых платежных клиентов (интервью с основателем компании можно найти по ссылке).

В какой момент победители и участники прошлых программ начинают активно развиваться в Финляндии? Сколько им требуется времени?

В.Ч. Я бы отметил, что одним из важных принципов программы Finlanding являются действия по обязательной работе с участниками после отбора. Мы не бросаем стартапы, продолжаем с ними общаться и по возможности помогать в выходе на финский рынок. Как правило, участники Finlanding окончательно локализуются в стране через 2-3 года после программы.

М.М. Многое зависит еще и от индустрии. Например, у медицинских стартапов цикл от появления компании и технологии до выпуска продукта на рынок может составлять 4-5 лет. А некоторые уже через пару месяцев после программы могут запуститься в Финляндии и отлично себя чувствовать.

В.Ч. Финалисты прошлого отбора пока не добрались до Финляндии ввиду действующих ограничений. Мы с ними общаемся онлайн, но хотим уже и очно познакомиться. Возможно, получится в нынешнем году привезти их на Slush. Пока он запланирован в формате оффлайн. В любом случае, мы ни про кого не забываем и поддерживаем контакты с участниками Finlanding.

М.М. Еще стоит отметить, что выигранные в прошлом году билеты на Slush можно использовать на любой из следующих конференций, не обязательно этого года.

Снизилась или нет за прошедший год активность российских стартапов в стремлении развиваться в Финляндии?

М.М. По данным Helsinki Business Hub, количество стартапов из разных стран, которые за прошедший год переехали в Финляндию, выросло на 25-30% по сравнению с доковидным периодом. Мы это связываем с тем, что в пандемию компании получили необходимое время на то, чтобы проанализировать свое развитие, скорректировать стратегию, изучить разные рынки и сделать выбор. И они очень эффективно воспользовались этим временем.

Раньше стартапы останавливали какие-то незначительные моменты, а сейчас они готовы получать Startup Permit, прорываться через закрытые границы и активно работать на финском рынке. Ограничения, связанные с пандемией, наоборот, стимулировали предпринимателей к новым действиям.

Изменилась или нет поддержка стартапов в Финляндии за прошедший год?

М.М. Появилось несколько новых акселерационных и инкубационных программ – например, Urban Tech Helsinki и Helsinki Education Hub, который открывает свои двери в сентябре. В Helsinki Business Hub часть сервисов мы перевели в онлайн. Например, раньше для стартапов, готовых к релокации, можно было проводить road-show в столичном регионе: знакомить с потенциальными партнерами и клиентами, показывать площадки для будущей деятельности – офисы, коворкинги, производства, склады. Сейчас в этом направлении мы ограничены. Но стараемся максимально помогать онлайн. В частности, в Финляндии есть Реестр доступных офисных и производственных площадок, на основе которого мы по заранее предоставленным критериям советуем остановить свой выбор на том или ином месте.

В.Ч. Business Finland, несмотря на ограничения в международном передвижении, продолжает работать по программе Startup Permit. Если говорить о Хельсинки-Центр, то мы изменили формат своих мероприятий. Так, в начале года мы впервые в онлайн провели Бизнес-Академию на базе виртуальной площадки Startup Space Helsinki. Кстати, это тоже один из новых сервисов, появившихся в Финляндии, – виртуальное пространство и сообщество в режиме 24/7 для помощи стартапам.

Могу отметить, что одним из плюсов онлайн-встреч стала более качественная подготовка стартапов к мероприятиям. У них появилось больше специфических и тематических вопросов, тогда как раньше в оффлайне они приходили к нам исключительно за первичной информацией, а вопросы уже появлялись спустя некоторое время. Конечно, мы хотим работать со стартапами лицом к лицу, и ждем с нетерпением, когда появится такая возможность.

М.М. Добавлю, что в онлайне ускоряется сервисный цикл: некоторые моменты поддержки можно решить и прояснить намного быстрее.

Что ждете от нынешнего отбора? У вас не поменялись сферы поиска. Почему? Какие отрасли могут являться для вас в этом году более приоритетными?

М.М. Тот отраслевой фокус, который мы сформировали для Finlanding, — это и есть основные векторы развития высоких технологий: IoT, Smart City, MedTech, Mobile apps, VR&AR, Smart&Clean, Robotics, Green Tech, Gaming, EdTech, Life Science Tech, AI. Все они объединены тем, что нацелены на развитие глубокотехнологичных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Именно такие решения Финляндия хочет видеть на своем рынке. И поэтому для каждой из выделенных отраслей в стране (в первую очередь, в столичном регионе) есть свои институты поддержки или специализированные кластеры.

В.Ч. В рамках отбора мы стараемся смотреть на продажи компании, ее обороты и, конечно, продукт. Да, в Финляндии есть специфические ниши, в которых страна сильна, поэтому логично придерживаться именно этих направлений в программе. Но мы можем взять в работу и специализированные решения из других отраслей. Главное – показать, что у этих решений есть потенциал для дальнейшего роста.

Появились какие-то новые требования к компаниям, которые особенно актуальны в этом году? Какие критерии будут ключевыми при определении победителей?

В.Ч. Важно, чтобы продукт был востребован не только на финском рынке, но и далее в Европе и других странах. Финляндия – это трамплин для масштабирования бизнеса, локальный рынок здесь небольшой. Поэтому, как правило, у стартапов одной из целей является глобальное развитие. Важна мотивация команды, особенно в нынешние времена, когда готовность двигаться вперед играет важную роль.

М.М. В качестве «большого бонуса», я бы еще добавила владение английским языком. И, конечно, опыт работы на зарубежных рынках и наличие иностранных клиентов.

В чем причины успеха в Финляндии участников предыдущих отборов?

М.М. В команде и ее активности – например, желании «выбить» из институтов развития ту помощь, которую они предоставляют, осведомленности о возможностях государственной поддержки. Важно усваивать информацию, предоставленную нами под конкретные запросы стартапа. Те, кто это делает, в дальнейшем быстрее проходит нужные шаги для открытия бизнеса в Финляндии и не наступает на одни и те же грабли.

В.Ч. Прогрессируют стартапы, у кого есть четко структурированный план действий, – минимум на год-два вперед.

Информация о программе Startup Permit.

Программа Startup Permit стартовала в середине 2018 года и сразу привлекла особое внимание основателей российских стартапов, на которых приходится основная часть заявок. Каждый год в программе участвуют более сотни молодых компаний. Помимо России, самыми активными странами, откуда поступают заявки, являются Индия, Китай и Иран. В целом интерес к программе уже проявили стартапы из 51 страны. Хочется отметить, что бизнес-планы, представленные российскими предпринимателями, высоко оцениваются экспертами. Около 50% заявок из России получают подтверждение в рамках программы.

***

Напоминаем, что прием заявок на участие в Finlanding проходит до 20 сентября 2021 года. Если ваш стартап отвечает перечисленным требованиям и готов к выходу на международный рынок, успейте подать заявку по ссылке.

Три компании-победителя онлайн питч-сессии программы Finlanding, которая состоится в октябре 2021 года, получат:

  • консалтинговую поддержку Хельсинки-центра для вывода продукта на европейский рынок;
  • поддержку в регистрации и развитии бизнеса в Финляндии;
  • индивидуальная акселерация для победителей от экспертов NewCo Helsinki и Finlanding, чтобы помочь вашему бизнесу соответствовать ожиданиям рынка ЕС;
  • билеты на крупнейшее стартап-событие Северной Европы Slush 2021.

Подробнее о программе на официальном сайте.